8 октября 2008 г.

Интервью

Пока Жан-Мишель немного занят, мы хотим вам предоставить ссылку на интервью, которое маэстро дал во время музыкального шоу в Париже. Вопросы ему задавал журналист (Мишель Лаг - прим.пер.) из компании "LAG" .Раньше этот человек на заказ изготавливал инструменты для ранних концертов Жарра. В этот раз они встретились случайно, и, в связи с тем, что мсье Лаг как раз проводил массовый опрос различных артистов, он решил сходу взять интервью и у Жана-Мишеля. Этим можно объяснить то, что у журналиста не было готового списка вопросов. Конечно же, интервью на французском языке, но Николас Керн (младший администратор сайта www.zoolook.nl) любезно предоставил нам перевод интервью, и, с его разрешения, мы его публикуем.

LAG: Жан-Мишель, много лет прошло с тех пор как мы последний раз виделись с Вами. У обоих из нас за это время произошло много всего интересного. Но хочется вспомнить наши с Вами совместные проекты "Docklands", "PLD", когда для этих концертов я ночами сидел и мастерил музыкальные инструменты. Мне очень приятно видеть вас здесь на "La Boite Noire Du Musicien" (дословно - "Черный друг музыканта". Конечно же, имеется в виду синтезатор - прим. пер.), так как это место уже стало моей второй семьей.

ЖМЖ: И моей тоже, потому что этой семье принадлежит любой музыкант. Ведь это открытый клуб, целое общество.

LAG: Мне бы хотелось с Вами вспомнить, как мы совместно работали над теми поистине особенными и уникальными инструментами.

ЖМЖ: "LAG" занимает особую позицию в мире по производству гитар высокого качества. И, когда мы тогда встретились, у меня была мечта (и она не только у меня есть и поныне, но и стала еще "больше"), что любовь к эстетике и эмоциональному контакту можно воплотить в виде гитары с клавиатурой. Ведь на сегодняшний день очень даже уместно сочетать такие вещи как эстетика и звук. "LAG" - лидер в этой области, и все же компании еще есть куда стремиться, развивая при этом связь между качеством звука и эмоциональным восприятием инструмента. Я думаю, что то, над чем мы вместе работали можно считать попыткой взглянуть на электронные инструменты и их внешний вид с эстетической точки зрения: то есть, например, чтобы обыкновенная портативная клавиатура не выглядела просто как черная коробка, кусок пластика, ничего из себя не представляющий. Ну а если мы уж заговорили о своеобразии инструментов, то среди них можно назвать скрипку, гитару, трубу - у них есть форма и очень интересный с эстетической точки зрения облик.
C каждым разом мне все меньше и меньше нравится то, что из одного материала теперь делаются кофеварка, пылесос, фен, микроволновка, причем все работает одинаково плохо... А вот скрипка или гитара выполняют свою единственную функцию превосходно. И с одной стороны, следуя английской поговорке "меньше - есть больше", а с другой стороны, чтобы было всё, как говорится, "all inclusive", мне хочется, чтобы синтезатор пришел к такому же совершенству. И в такой момент нам очень нужны такие люди, как Вы. Но иногда все же мы видим большие компании по производству синтезаторов, которые, кажется, забыли зачем они работают. Эти компании заняты тем, что запихивают в качественные инструменты какие-то мельчайшие микрочипы (дабы как можно больше его тем самым удешевить), ну а потом, конечно же, их главная цель - продать. Но в ходе всего этого, компании забывают про самое главное: та ли это музыка и то ли это качество, что мы хотели бы получить? В пример можно привести компанию - мирового лидера - "Apple", огромные усилия которой, в действительности, не всегда приложены к тому, чтобы сделать свои устройства лучше других аналогов в мире.. Мы стараемся развить эмоциональные и эстетические настроения, так как мы являемся частью "иррационального".. И я думаю, что, при создании музыкальных инструментов, эта самая иррациональность и субъективность должны стоять на первом месте.
Сегодня, в период эволюции, это стало просто вопросом времени. Но уже на сегодняшний день существует много различных "средств" для самовыражения. Мы всегда в курсе того, что сейчас необходимо музыкальной индустрии, и поэтому, я повторюсь, нам просто необходимы такие люди, как Вы, лишь только потому, что Вы можете оказать определенное влияние на развитие технологий в области создания синтезаторов и т.д. Помимо этого, Вы сами - великолепный конструктор музыкальных инструментов. А таких людей очень не хватает в музыкальной сфере в наше время. Не хватает совершенства в мире электронной музыки.
Взять, к примеру, рок-музыку или классику, у них давно уже давно существуют свои "классические" инструменты. В рок-музыке это такие инструменты как: "Les Paul" компании "Gibson", "Telecaster" от компании "Fender", легендарные инструменты компании "LAG". В классике: пианино компании "Steinway" и "Bösendorfer", скрипка Страдивари и т.п. В сфере электронной музыки (за исключением синтезатора "Moog") нет таких инструментов (см. примеч. перев.). А без вершины пирамиды невозможно построить и саму пирамиду.

LAG: Но, согласись, вершина - это не то, что строится в первую очередь. Это как раз то, в чем заинтересован каждый музыкант, он стремится к созданию чего-то самого лучшего каждый день своей жизни, это уже становится его "модой", но ему нужны усердие и правильный настрой. Было бы хорошо, если бы Франция была напрямую связана с этим процессом.

ЖМЖ: Нужно, чтобы такие компании как "LAG" как можно быстрее начали работать над этим, иначе им придется столкнуться с проблемой, с которой столкнулись мы - музыканты- в наше время. Сначала музыка выпускалась на виниловых пластинках (и это самый органичный способ воспроизведения музыки), потом на смену пришли компакт-диски, а теперь народ всё то же самое качает из интернета. Сегодня, если предложить людям что-то помимо CD-диска, то они это купят. То же самое происходит и в музыке. Если мы вовремя об этом не позаботимся, то вскоре могут появиться изумительные MIDI-клавиатуры с причудливым набором функций, и настоящий инструмент нам уже будет не нужен. В конце концов, возможности новой клавиатуры будут в десятки раз превосходить возможности старой. Единственное, что можно сделать, чтобы музыкальные инструменты продолжали существовать как таковые, так это снова переоценить наше отношение и чувственное восприятие к такому предмету как синтезатор.

LAG: В итоге первое место легко занимает, к примеру, акустическая гитара, также, как когда-то первенство отдавали аккордеону: мы никуда этот инструмент не подключаем, мы просто играем и поем - вот где скрыто самое основное! Сегодняшние инструменты далеко увели нас от этой "праздничности", но это всё может быть потому, что они сами не такие уж и "праздничные". Если бы у них была форма и легкий подход, то, возможно, мы бы еще к ним вернулись.

ЖМЖ: И это тот самый прогресс, который ожидает нас в ближайшем будущем. И МЫ РАССЧИТЫВАЕМ НА ВАС.
Целую, до скорого, удачи на "Boite Noire" и в деле с "черной коробочкой", вопрос с усовершенствованием которой так пока и остается открытым.

Опубликовано Томасом